Кто будет контролировать Alibaba после IPO?

Кто сейчас владеет Alibaba? Alibaba раскрыла доли основных владельцев, но оставила без уточнений, кто планирует продавать свою часть при IPO.

Softbank 34,4% — 797.7 млн акций

Yahoo 22,6% — 523.6 млн акций

Джек Ма 8,9% — 206.1 млн акций

Джозеф Цай 3,6% — 83.5 млн акций

Прочие 30,5% — 710.2 млн акций

Японский Softbank владеет самой большой частью в компании, однако после IPO его власть может быть ограничена, что позволит основателям интернет-гиганта усилить свой контроль над компанией. Китайский «разбойник» объявил, что ее главный акционер Softbank будет иметь право назначать одного члена в Совет директоров, но не будет обладать правом удалить любого из Совета, назначенного держателями контрольных пакетов, без согласия Джека Ма и Джозефа Цая. Alibaba решила стать публичной компаний в Нью-Йорке после того, как Гонконгская биржа отказалась принять запрос компании о том, чтобы 28 партнеров, включая Ма и Цая, могли назначать большинство Совета директоров компании. Если часть Softbank будет составлять менее 15%, то Softbank теряет право на назначение директора. Однако — как заверяют информированные источники — Softbank не имеет намерений продавать свою долю в Alibaba. Softbank — одна из самых тяжеловесных компаний в составе Nikkei — инвестировала в китайский старт-ар в 2000 году, вскоре после его основания в 1999. Основатель и исполнительный директор Softbank Masayoshi Son входит в Совет директоров Alibaba с 2000 года.

Yahoo ранее владел самой большой частью акций Alibaba — более 43%, но в 2012 году Alibaba выкупила 20% у американской компании за 7,1 млдр долларов. Первоначальные выплаты составили 550 млн долларов, оставшуюся сумму Джек Ма должна выплатить до 2015 года. Условия сделки также позволяют Alibaba выкупить еще часть доли, если IPO произойдет до декабря 2015 года. По некоторым данным, Yahoo собирается продать 40% (208 млн акций) имеющихся акций Alibaba в ходе IPO, а оставшуюся часть — после IPO по рыночным ценам. Исходя из этой информации, можно предположить, что практически все акции Alibaba, которые предлагаются инвесторам во время IPO, — это доля Yahoo. Это может принести Yahoo более 10 млрд долларов, увеличив денежные средства компании почти вдвое. Yahoo получает шанс догнать своих главных конкурентов — Facebook и Google.

Среди акционеров также упоминаются американский фонд Silver Lake, сингапурский инвестиционный фонд Temasek и фонд DST российских инвесторов Мильнера и Усманова (0,5%), которые инвестировали в Alibaba в 2011 году, когда компания оценивалась в 32 млрд долларов.

Alibaba уже определилась с выбором площадки. Ранее сообщалось, что IPO пройдет в Нью-Йорке, но без уточнения, NYSE или NASDAQ станет торговой площадкой для акций компании. По нашим данным, Alibaba проведет IPO на NYSE, где акции компании будут торговаться под тикером BABA. Точная дата размещения еще неизвестна, однако это произойдет уже этим летом. По оценкам экспертов, Alibaba оценивается в 160-200 млрд долларов и планирует разместить 12% акций, соответственно, привлечь более 20 млрд долларов и установить если не мировой рекорд, то хотя бы первенство по объему привлеченных средств в Соединенных Штатах. Однако Alibaba осторожничает и потому будет склоняться к нижней ценовой отметке в определении цены за акцию. В документах, поданных в SEC (Федеральная комиссия по ценным бумагам и рынкам в США), указан 1 млрд долларов как предполагаемая сумма привлечения. Главная цель выхода на IPO, по словам Джека Ма, — не в денежных средствах, а в том, чтобы лучше реализовать миссию компании. Свою миссию Alibaba видит в том, чтобы сделать организацию бизнеса возможной в любом месте на земле.

Главные активы компании — интернет-площадки и магазины:

Alibaba.com (Alibaba China, Alibaba International) — торговая площадка для организаций;AliExpress — интернет-магазин, продающий товары в розницу и мелким оптом;Taobao.com — онлайн-рынок розничной торговли;Tmall.comJuhuasuaneTaoChina Yahoo!

До 80% рынка интернет-ритейла принадлежит Alibaba Group. В 2013 году суммарный объем сделок превысил 248 млрд долларов, а число активных покупателей достигло 260 млн человек. «Если существует возможность перенести подобную мощь за пределы Китая, у Alibaba есть потенциал, чтобы стать настоящим ядром мировой электронной торговли, — высказывается Роджер Энтнер, ведущий аналитик и основатель Recon Analytics. — Раньше все думали, что таким центром может стать Amazon, но в свете текущих событий мы должны признать, что Amazon является крупнейшей компанией в этой отрасли в США — но не в мире».