На «АвтоВАЗе» ожидается смена руководства

ПАО «АВТОВАЗ» с начала 1990-х неизменно является больной темой для отечественного слуха. Хотя, не один он. Таких, как он, на родном слуху множество. Некогда цветущий легковой автопром ныне продолжает испытывать трудности. И пока им конца не видно.

Трясет «АвтоВАЗ» до сих пор. Внешне это проявляется постоянной сменой высшего руководства компании и неидеальным качеством легковых автомобилей. Хотя прогресс по расширению типов и марок производимого автотранспорта есть. Но этого, безусловно, мало. Отечественный покупатель и рад бы пересесть за более дешевый российский автомобиль, да много причин не позволяют это сделать. И дело далеко не в качестве, оно несколько нивелируется ценой. Но вот последние новости. Подорожание автомобилей в 2018 году на 15-20 процентов отменяется. Слухи ходили упорные, но неточные. Подорожание будет, но всего на 2,5 % в среднем. Как прокомментировано в пресс-службе автопроизводителя, на снижение продаж это отразиться не должно, так как все изготовители, и это уже «добрая традиция», с началом каждого нового года поднимают свои цены. Причем у «АвтоВАЗа» удорожание не такое уж критичное, если сравнивать с иностранными конкурентами. И, как стало известно, требование компании о поднятии цен уже поступило во все торговые центры продаж. Но это одна животрепещущая тема. Вторая не так заметна для обывателя, но на перспективу станет весьма существенной. Очередная смена власти. Что же на виду? С 2013 руководят отечественным предприятием иностранцы, до этого были исключительно наши соотечественники. Так, до 2016 года президентом и одновременно генеральным директором компании являлся швед Бу Андерсон. С начала апреля по данное время после него руководит француз Николя Мор. Теперь же в Госкорпорации «Ростех» звучат намерения и его сместить с занимаемой должности. Перспективным кандидатом пока является словак Алеш Братож, ныне являющийся вице-президентом по производству и управлению цепочками поставок. Его кандидатура пока только рассматривается, и решения окончательного еще нет. Может быть и иной представитель иностранщины.

Как подмечают в московской инвестиционной компании «Тикер Инвест», кровная заинтересованность в неизменно иностранном руководстве «АвтоВАЗа» связана с его собственниками. Непосредственным владельцем является нидерландский оффшор «Alliance Rostec Auto B.V.». В его руках 64 процента акций, из которых «Ростеху» принадлежит 17,55 %, остальные и Рено и Ниссана. Еще 24 процента ценных бумаг находятся в собственности кипрского оффшора «Renaissance Securities». Остальные 22 % в свободном обращении сотрудников предприятия, в том числе иностранных. Любопытно, что в начале 2016 года у «Ростеха» имелась 32,87-процентная доля собственности, а у Рено — половина всего количества акций минус одна штука. Из этого, делают вывод эксперты «Тикер Инвест», госсобственность уменьшена в пользу частных российских и французских рук. Внешне это проявляется для Renault выходом российского рынка на второе место по объемам продаж, первое находится во Франции.

Впрочем, от этого не легче. Три года руководства Бу Андерсона вызывали массу нареканий со всех сторон. Эксперты указывают полный провал его деятельности. В 2015 году убыток автокомпании составил 74 миллиарда рублей. Со сменой руководства на Николя Мора произошли сдвиги, и потери «АвтоВАЗа» в 2016 году уже уменьшились до 44,8 млрд. руб. Такой «позитив» сразу отразился на настроении главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова, высказавшегося о наступлении возможностей получать дивиденды от автопроизводителя. Кому что главное по жизни.

В этом ракурсе эксперты «Тикер Инвест» приводят предварительные высказывания Мора по результатам деятельности ему подчиненной структуры за прошлый год. И хоть отчет по МСФО планируется высветить совсем скоро, 15 февраля, уже известно, что на чистую прибыль «АвтоВАЗ» пока так и не вышел. Но уже есть прибыль операционная. Убыток хоть и существенно уменьшился, но все еще остается значительным — 37,18 миллиардов рублей. Как видно, динамика действительно позитивная, особенно если взять во внимание увеличение продаж автомобилей с ладьей на эмблеме на 17 %. Чемезов может радоваться в предвкушении получения дивидендов. А пока Мор комментирует ситуацию так: «Чистой прибыли нет. На чистую прибыль влияют проценты, которые платятся по кредитам. И проценты, который платит „АвтоВАЗ“ по своим займам, до сих пор достаточно сильно влияют на финансы. Финансовая ситуация в компании намного более здоровая, чем раньше». Хочется верить, что так оно и есть.

Поэтому точной даты увольнения нынешнего топ-руководителя не названо. Как сказали в «Ростехе», этот вопрос обсуждается с французами. Впрочем, и причин необходимости его смещения не называется. Известно, что в конце 2017 года уволилась с высшего звена управленцев «АвтоВАЗа» Елена Фролова, занимавшая специально под нее созданную в июле 2016 года должность вице-президента по оперативному антикризисному управлению. Как сказано в пресс-службе, уволилась по личному желанию. Это был опытный работник, начавшую свою трудовую карьеру на этом предприятии с рядовой должности в бухгалтерии. С 2011 года являлась замдиректора по финансовым вопросам со членством в правлении совместной российско-американской компании Форд-Соллерс. Потом вернулась на ВАЗ. Видимо, считают в «Тикер Инвест», причиной ухода Фроловой стала политика самого Мора. И хоть он ввел свежую волну в производство, навел порядок на рабочих местах и в головах всех сотрудников, что ему ставят в плюс, однако он отказался от отечественных поставщиков комплектующих и перешел на поставки из Рено, из-за границы. Свои действия он объяснял стремлением вылечить хронически болезненное качество российских автомобилей путем улучшения их надежности за счет качественных поставок из своей родины. В этом его сильно критиковали и, видимо, подействовало. Во-первых, иностранные комплектующие значительно дороже отечественных. Во-вторых, в России надо улучшать качество и внедрять новые технологии, способствующие решению этой проблемы. Мор этим по понятным причинам занимался не сильно. В-третьих, увольнения. На начало 2018 года на предприятии работало 37 тыс. человек. В планах под увольнение в этом году выкинуть на улицу 2,2 тысячи человек. А в 2017 году планировалось сократить шесть тысяч. Как это исполнено, можно будет узнать из ближайшей финансовой отчетности за прошлый год.

А пока в ожиданиях карьерного роста Алеш Братож. Опять иностранец.