Яндекс и Uber юридически объединили бизнес онлайн-заказов по СНГ

Ну, так и хочется воскликнуть: наконец-то, свершилось! Заждались. А то уж совсем как-то все долго и проблематично. Правда, обычным пользователям такси от этого ни холодно, ни жарко. Лишь бы не дороже.

О возможном слиянии бизнеса онлайн-заказа такси в России и ряде стран СНГ две компании сообщили еще 13 июля 2017 года. В московской инвестиционной компании ООО «Ticker Invest» по этому поводу обратились к архивам и уточнили, что на тот момент будущий возможный бизнес после слияния экспертами оценивался в $ 3,725 млрд., 59,3 процента акций должны принадлежать «Яндекс.Такси», 36,6 окажутся в руках Uber, а остальные 4,1 % отойдут в руки сотрудников совместной компании. При этом американская компания раскошелится на 225, а российская — на сто миллионов долларов. В охвате окажется 127 городов совместного бизнеса по СНГ и России, причем на момент оглашения намерений у Юбера из них в активе было всего 17 городов обслуживания. Кроме этого, в «Ticker Invest» уточнили, что активным сторонником такого слияния являлся Департамент транспорта Москвы, так и не смогший побороть норовитый и неуправляемый характер американской службы онлайн вызова перевозчиков. В Федеральную антимонопольную службу заявки от компаний поступили 18 августа. Там, в конце концов, после некоторых утрясаний ситуации дали добро. И вот сделка наконец-то закрыта. То есть все документы оформлены, все должностные лица назначены, деньги переведены и прошли до места назначения, внутренние распорядительные документы изданы. Главой объединенной компании, как и объявлялось в самом начале, стал руководитель указанного российского такси Тигран Худавердян. И вот, согласно заявлению компании Яндекс, сделка закрыта. Указывается о проведенном совместном инвестировании в обновленный бизнес 325 миллионов долларов. Как и планировалось. Текущая капитализация объединенного бизнеса кардинально не изменилась, если не считать недавнего удешевления акция Яндекс.Такси на два процента. Но это преходящее. Изменения оказались в совершенно ином месте. По завершению сделки доля российской компании осталась на прежнем уровне в 59,3 процента. У американца она увеличилась до 36,9, а на свободных руках уменьшилась до 3,8 %. Чем вызваны такие, пусть и незначительные преференции для скандальной службы вызова такси, от которой во многих уголках мира держатся подальше, в комментариях обоих служб умалчивают. Впрочем, уверены эксперты «Ticker Invest», удивляться нечему. Запад для нас остается неизменным партнером, с которым мы всегда готовы вести переговоры, даже не смотря на то, что нас топчут санкциями в политике и бьют допингами в спорте.

Если у кого-либо остаются какие-либо надежды, что после слияния бизнесов американские владельцы Убера изменят свое отношение к российским регуляторным органам и начнут выполнять все их требования подобно тому, как это делает Яндекс.Такси, то абсолютно напрасно. Мировой опыт деятельности американца говорит о невозможности влиять на его поведение, отчего во многих городах мира этой компании просто-напросто не продлевают лицензии. Последние такие случаи произошли во второй половине прошлого года в Лондоне и в нескольких городах Израиля. А вот в России для Uber — неизменные поблажки.

Например, все тем же Департаментом транспорта в Москве неоднократно делались замечания и высказывались угрозы по поводу нежелания этой строптивой службы вызова такси сообщать в органы правопорядка маршруты, время и другие особенности передвижения своих автомобилей. За много лет воздействия на эту службу перевозок Департаменту удалось лишь заполучить номера автомобилей и фамилии водителей. Иные запрашиваемые данные под различными предлогами компания как отказывалась предоставлять, так и не раскрывает до сих пор.

Аналитики «Тикер Инвест» по этому поводу высказывают такое предположение. Слияние Яндекс.Такси и Юбера должно, в конце концов, обуздать ретивого и укротить строптивого. Хотя в адрес Uber из столичного регулятора неоднократно высказывались предложения об отзыве лицензии на бизнес в Москве. И вот теперь такая неожиданность. Вместо принуждения — милостивейшая поблажка в виде увеличения пакета акций. Пускай оно и не значительное, но весьма характерное.

В пресс-центре Яндекса сообщается, что после слияния двух сервисов у пользователей останется возможность вызывать обе структуры, причем каждая из них останется под своими эмблемами. Со стороны же ФАС предписано участникам сделки продолжать или улучшить возможность максимально полного и доступного информирования заказчиков вызовов об объединенном перевозчике, причем отдельный акцент сделан на сохранение историй своих поездок и недопущение препятствования водителям своих такси перевозить пассажиров по вызовам другим компаний. Как-то верится с трудом, однако, что Убер внемлет назиданиям и изменит свою тактику сокрытия данных по своим перевозкам.

По поводу слияния прозвучали комментарии и от конкурентов. Например, в июле прошлого года ближайший их соперник по такси, Gett, отозвался на эту новость пренебрежительно и с нотками радости. Главой этого перевозчика отмечено следующим образом: «Хотел поздравить Яндекс с важной и хорошей сделкой». То ли с иронией, что достался в компаньоны такой ретивый соперник, то ли с издевкой. И продолжает: «Для Gett это означает, что теперь одним конкурентом стало меньше. Для клиента выбор упростится: Gett — качество водителей, Яндекс — объем». Что ж. Вполне может быть. В конце концов, прогнозируют в Гетте, история с объединением повторится подобно тому, как это произошло в Соединенных Штатах. Водителям вместо одного приложения придется теперь иметь два и разрываться между ними, получая «шишки» за неявку по одному из них. Ну и на последок в Гетте спрогнозировали последующий скачок цен, возможность которого в Яндекс.Такси и самом Убере до сих пор усердно отрицают. Мало того, в обещаниях — перевести своих водителей на единое программное обеспечение. А вот тут-то и кроется подвох.

У Юбера оно разработано свое, и именуется как «Серый шар». Название говорит само за себя. Благодаря ему, водители этой американской компании, по многим параметрам нарушающие местные законодательства во многих странах, не реагируют на частные вызовы такси сотрудников спецслужб этих государств, сил правопорядка, следственных органов и других контролирующих структур, следящих за нарушениями извозчиков на такси. И бороться с этим только можно одним способом, проверенным — запретом на существование Убер. И вряд ли стоит надеяться, что после объединения с Яндекс в Uber все станет белым и пушистым.

Время, конечно, покажет. Но не поторопился ли ФАС со своим положительным решением, и не зря ли промолчал московский Департамент транспорта? Дай-то бог, чтобы все оказалось хорошо.

(англ. Asset — актив) — представляет собой имущество материального и нематериального мира, имеющего определенную ценность для своего держателя. Как правило, в большинстве случаев предстает в форме наличного капитала, либо того, что может быть обращено в них. В виде исключения выступают местные налоги на недвижимость (автомобиль) или досрочные выплаты ренты.
(англ. stock, share — акция) — документ, имеющий материальную ценность. Выпускается во время эмиссии акционерным сообществом, который выступает в роли эмитента, и способствует закреплению за держателем актива права на получение какой-либо выгоды, предусмотренной уставом организации.
(англ. capitalization — капитализация) — данное понятие имеет огромное количество определений. Единственное, что их объединяет, это стремление приумножить доходность.
(итал. giro — оборот, обращение) — принцип взаиморасчетов должника и кредитора, при которых кредитор полностью или частично передает свою выгоду третьему, ранее не участвующему в сделке лицу юридически установленным образом в виде соответствующей передаточной подписи.
материальный, ценностный, вещественный и другой способ обеспечения тех или иных обязательств одного участника договора, сделки перед другим.