У Amazon третье место по капитализации. Первое у Apple. Microsoft позади

Недавно главе Apple запрещено летать общими авиарейсами. Национальное достояние. Компания ему отныне выделяет только чартеры. Джеффу Безосу, руководителю Amazon, до такого еще далеко.

Впрочем, Безос вряд ли расстроился от такой несправедливости. Ему и так неплохо живется. По версии американского журнала Forbes Real Time он в 2017 году занял первое место по величине своего капитала, став главным богачом из всех богачей в мире. Обогнал даже основателя и бессменного руководителя Microsoft Билла Гейтса. У лидера из лидеров личное состояние оценивается в 90,5 миллиардов долларов. У Гейтса — 90 млрд. На 2018 год Forbes решил изменить концепцию оценивания миллиардеров, перейдя со своих частных оценок на более независимые. Аналитики московской компании ООО «Ticker Invest» считают такой подход более обоснованным. Теперь благосостояние «богатеньких буратин» будет оцениваться по стоимости их личных акций и прочих ценных бумаг на руках, в оффшорах или еще где найдется, а не по вкладам в банках, ибо этот устаревший подход отражает неравномерное распределение средств, в том числе по родственникам и тому подобное. Но, как бы там ни было, суть от этого для подавляющего количества россиян не меняется. Нам так не жить, а если и жить, то не нам и не долго, шутят в «Ticker Invest». А вот детище Безоса, компания онлайн-торговли Amazon, не так успешно, как его родитель. Фирма занял по итогам работы в прошлом году всего лишь третье место. По капитализации обогнать удалось лишь Microsoft. Как сообщается в ряде заокеанских СМИ, стоимость американской торговой компании 15 февраля оценена в 702 с половиной миллиарда долларов. Рост акций по результатам торгов составил 2,6 процента. У производителя оргтехники и программного обеспечения прирост стоимости ее акций равен 1,6 %, а капитализация — $ 699,2 миллиардов. Золото и серебро отхватили Apple и Alphabet. Следует сразу оговориться, что эти цены весьма относительны. Никто не собирается продавать или покупать этих лидеров бизнеса целиком, а потому оценка роста или падения стоимости компаний имеют число умозрительный характер, и приведенные величины объемов капитализации мало куда применимы. Иное дело — свободные акьтивы, находящиеся на руках частных и юридических лиц. Вот по ним и следует вести контроль стоимости тех или компаний. И от того, какова их цена, продажа и торговля ими — капитализация приобретает весьма существенный характер.

У Apple Inc., например, общее количество акций приблизительно оценивается в 920 миллионов штук. Около 30 процентов их них находятся в распоряжении более 20 различных компаний и банков. Об остальных владельцах не сообщается. Так что об унитарной капитализации этой компании судить вряд ли оправданно.

Ситуация у Alphabet Inc. еще более запутанная. Это конгломерат более мелких компаний со звучными названиями типа Google, Calico, Nest Labs, Facebook, WhatsApp, YouTube и другие. И у каждой свои собственники акций.

С Amazon.com, Inc. информация более доступная. У самого Безоса на руках 16 процентов акций. Около 30 процентами акций владеют десять юридических лиц. Об остальном объеме ценных бумаг сведений не имеется.

Ну и, наконец, по Microsoft у десяти компаний и банков находится менее 30 процентов акций. Вот и все сведения.

Судя по всему, эти открытые данные освещают самые крупные доли ценных бумаг, а мелкие и еле заметные в открытой печати и не демонстрируются.

В этом ракурсе оценки ситуации логично задаться вопросом, какое количество акций этих компаний продавалось в течение года и по какой цене, то есть, сбывали ли свой капитал прежние собственники и имелись на него покупатели. И вот тут цифры могут переставить все вверх дном. Ведь важна не общая капитализация той или иной компании, а какой объем финансовых средств был затрачен по торговле ее ценными бумагами за конкретный промежуток времени. А этот объем, естественно, зависит от количества выставленных на продажу акций и по какой цене. Если, скажем, за год не продавалось ни одной акции компании Х, то каков смысл ее капитализации в 2017 году? Это понятие приобретает эфемерное значение. А вот если акции компании Y продались в том же году за общую сумму на YYY, вот это и есть та величина, тот показатель, по которому и можно судить о капитализации всех юридических лиц, и можно с чем сравнивать. А так о чем говорить, если в течение года ценные бумаги что у Х, что у Y неоднократно изменяются? За двенадцать месяцев общая капитализация может изменяться как в большую, так и меньшую сторону, и это происходит со всеми компаниями без исключения. Ну, разве это показатель? К тому же выпущено различное количество акций. У Х их может быть 10 миллионов, у Y — 20 млн. И все по разной цене. Как же при этом сравнивать капитализацию?

Таким образом, предлагается новые, прогрессивные методы оценивания стоимости компаний. Первый заключается в сравнении цены одной акции или группы акций равного количества, например, десяти или тысячи штук. Пускай этот показатель равен А. Из этого принципа складывается вполне очевидная картина, кто чего стоит. Это будет абсолютная величина. К относительным следует отнести второй метод, уже названный — по количеству проданных/купленных акций за год и за какую цену. Пускай этот показатель равен ΣБ. Знак Σ определяет суммирование результатов всех сделок в течение года, а они могут иметь различные величины. Это тоже окажется абсолютной величиной. А вот теперь отношение показателя ΣБ к А даст величину относительную В, и будет она определять среднеарифметическую стоимость одной акции (или группы акций) за год. Умножение В на А даст среднестатистическую годовую стоимость Аа конкретной компании, если она или ее акционеры вообще торговали своими акциями за истекший период. Но если же торгов не было, то и оценивать нечего. Тогда наиболее логично возвращаться к цене одной акции (или к минимально фиксированной группе, комплекту ценных бумаг в десять или сто штук).

Здесь следует оговориться, что в «Ticker Invest» такую концепцию оценивания капитализации компаний считают спорной и требующей перепроверки на практике, ибо для указанных расчетов требуются данные со всевозможных бирж, а акции одной и той же компании могут выставляться на продажу по всему миру в зависимости от различных условий торгов и потребностей их владельцев. Да и акции бывают разные. Но в этом, отмечают в «Тикер Инвест», разумное зерно явно просматривается.

Конечно, предложенный метод далек от совершенства и может поддаваться корректировке из-за различных видов акций. Но, пока суть да дело, компании можно оценивать по их чистой прибыли Г, получаемой за конкретный период операционной деятельности после всех отчислений. Отношение Г к ΣБ или Г к Аа тоже можно считать показателем капитализации компании.

Пока же эти предложения не ведены и не запатентованы, и «Тикер Инвест» продолжает ориентироваться на общую капитализацию Apple, Alphabet, Amazon, Microsoft и других юрлиц на старые методы оценки их богатства. Но кто знает, кто знает...