Идея тронуть российский госдолг может иметь угрожающие последствия

В конце января было много шума вокруг «кремлевского доклада», подготовленного Минфином США.
Был обнародован список российских чиновников и бизнесменов из 210 человек. Отечественные эксперты, аналитики не увидели в этом ничего опасного, напротив, многие называют этот санкционный перечень «телефонным справочником Кремля». Два месяца работы американских специалистов и ничего грандиозного не вышло. Но это нам так кажется.

По мнению же американцев эти меры должны были напугать тех, кто попал в список и подтолкнуть их к активным действиям по свержению правящей власти. Ведь не зря «кремлевский доклад» вышел в преддверии президентских выборов. Это то, что касается открытой части доклада. Но есть и закрытая. По мнению министра финансов США Стивена Мнучина, санкции обязательно будут применены. Но сроки при этом и сами меры не уточняются. Однако по заявлению пресс-секретаря нашего президента Дмитрия Пескова, доклад «беспрецедентный» и попадание в список совсем не означает, что будут применены какие-то ограничения или санкции. Ведь как можно зацепить тех, кто никоим образом не связан с США, не имеет там имущества или банковских счетов.
Отдельной темой доклада прозвучало предупреждение Минфина США о том, что есть намерения распространить новые санкции на новые российские гособлигации и деривативы. Однако, спустя некоторое время видимо пришло осознание того, что эти действия способны дестабилизировать финансовые рынки и выйти далеко за пределы России. А это чревато «негативными производными эффектами для глобальных рынков и бизнесов». И не исключено, что США придется самим испытать последствия принятых ими же санкций. Такое мнение выразило издательство Bloomberg, ссылаясь на данные доклада Минфина. Минфин, ссылаясь на констатацию факта существенной непредсказуемости результатов таких мер, пишет, что «в особенности расширение санкций грозит снижением конкурентоспособности крупных инвестфондов США».
О последствиях применения санкций к суверенному долгу России, Минфин США должен был подготовить доклад, руководствуясь августовским законом. Он был передан в парламент, но содержание стало известно только на днях.
«Кремлевский доклад» не произвел того эффекта, на который рассчитывали не только в США, но и в других странах мира, в том числе относящиеся к России не очень дружественно. Это был не взрыв, а скорее эффект хлопушки из которой вывалился ком разноцветного конфетти. Премьер министр Дмитрий Медведев даже пошутил на эту тему, посчитав, что необходимо подумать и принять решение о возможном увольнении всех тех членов правительства, кто не попал в «кремлевский доклад». А Владимир Путин даже обиделся, что его не оказалось в санкционном списке. Многие отшучиваются, что таким образом авторы доклада поставили галочку о выполнении поручения конгресса, поскольку список российских бизнесменов идентичный последнему рейтингу Forbes. И это правда. С той лишь разницей, что в докладе они указаны по алфавиту, а не по размеру финансовых активов.
Сам «кремлевский доклад» не является санкционным документом, поскольку не содержит никаких ограничительных мер. Поэтому попадание в этот список на деле ничего не означает. Именно так считают российские эксперты и аналитики. Но они не исключают возможности применения санкций в дальнейшем. И как бы ни менялось положение указанных лиц в обществе и бизнесе, вряд ли США будут актуализировать этот список. Они застряли там надолго. Датой, когда могут быть применены санкции называют июль — август 2018 года. Этот шестимесячный период обозначен в августовском законе, который предшествовал «кремлевскому докладу».
Российский политикум по-разному воспринял действия США, поэтому и мнения на тему «стоит ли предпринимать зеркальные меры» разделились.
В газете Известия было опубликовано интервью с замминистра МИДа России Сергея Рябкова, который считает, что нельзя принимать поспешных решений и ответные меры будут приниматься по решению президента России в тот день и час, когда он посчитает это необходимым.
Рябков придерживается мнения, что даже в таких условиях есть «перспективы для нормализации, а затем и улучшения отношений между странами».
Американцы пытаются продавливать свои интересы с помощью инструментов, которые давно показали свою неэффективность, полагая, что таким образом они могут достигнуть намеченного результата.
В этих условиях задача России была и остается «урегулировать проблемы в конструктивном ключе и вывести отношения с США на траекторию устойчивого роста».
Иное мнение имеет Сергей Гаврилов, который занимает пост главы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества. Он склоняется к тому, что Россия должна идти по пути смягчения и отказаться отвечать на неразумные действия США.
Свои силы следует направить на расширение международного взаимодействия для повышения привлекательности отечественных инвестиционных фондов, крупных корпораций, нефтегазовых компаний. Ведь именно благодаря таким действиям в оборонно — промышленном комплексе России удалось пойти по пути смягчения и прекращения принятия новых санкций. Данное мнение выразил Госдеп США с надеждой на понимание такой позиции в американском Конгрессе.

Можно сказать с уверенностью, что Россия не оставит этот ход США без ответа в любом случае. Вопрос только в том, каким будет ответ. Месть — это блюдо, которое подают холодным. А значит нужно время, чтобы принять соответствующие меры и ответить точечным ударом, который будет адекватным ответом на принимаемые санкции.