Китайский производитель смартфонов Xiaomi готовится к IPO

Китайцы продолжают совершенствоваться. Вот уже и продукция Xiaomi все более говорит о себе как о серьезнейшем конкуренте ныне знаменитым брендам Samsung и Apple.

Первое упоминание о китайской хай-тэк компании на просторах нашей страны произошло два с половиной года назад. Тогда, летом 2015 года, Xiaomi вместе с российской фирмой оптовой и розничной торговли «Марвел-Дистрибуция» оформили сделку на продвижение планшетов с логотипом «Mi». И только через год, в октябре 2016 года, Москва обзавелась этим первым китайским фирменным магазином. С этого момента продажей товаров «Mi» занялись торговые филиалы российских RDC GROUP и ООО «Смарт Оранж». Сейчас заказать фирменную продукцию под названием «Зернышко риса», как переводится «Ксиаоми» на русский язык, можно через интернет магазин Mi-shop.com. Впрочем, успех китайцев настолько оказался стремительным и неожиданным, что разработчики конкурентоспособной продукции особое внимание своих покупателей обращают на появившиеся подделки. Для предотвращения покупки неоригинала можно обратиться еще в одну официальную точку продажи. В интернет-магазине «Румиком» выставлено на реализацию все то, что можно с таким же успехом найти у Эппл и Самсунга. Кардинальное отличие только в одном — в цене. Именно из-за нее в Европе пытаются поставить всяческие барьеры на продвижение фирмы с логотипом зайца в шапке-ушанке, красной звездой на ней и красным галстуком, как пионерским, на шее. Этот явный раздражитель явно намекает на броский вызов западным технологиям и укладу мышления, а заодно забирает своеобразную пальму первенства у нашей страны в использовании советских брендов. Нам, похоже, уже успели навязать стеснение или стыд за красные звезды и галстуки. А вот в Китае этим гордятся, не боятся выставлять напоказ и идут напролом ради продвижения своей продукции. Вот и в этом году эмблема «Mi» появилась в ЕС, и ничего, там с красными звездами и галстуками, похоже, уже смирились. И вот теперь последняя новость. Xiaomi собралась вновь найти инвестора для расширения бизнеса и впервые успешно выставит свои акции на продажу.

О таких намерения «Сиоми» стало известно еще в 2015 году. Тогда IPO по ряду причин не получилось осуществить, но главной неурядицей стала банальная конкуренция. Тогда китайцы хотели выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу и в ходе торгов заиметь 69 миллиардов долларов. Но не срослось ни в том году, ни в последующих. Мало того, в ЕС с 2014 года не удавалось зарегистрировать патенты на продажу с эмблемой «Mi». Помехой стали претензии американской компании Apple, нашедшей в китайских айпадах практически полную копию своей продукции. Интересная логика при схожести между собой товаров Samsung и Apple. Встав на защиту интересов «яблочников», возмущающихся низкой ценой своих настырных конкурентов из Китая, европейскими органами по управлению интеллектуальной собственностью так и не было дано «добро» на заход в Еврозону Xiaomi. Тогда компания подала апелляцию на рассмотрение европейскому суду, но, естественно, решение «не пущать» было оставлено в силе. Не заполучив вожделенного патента от ЕС, руководство «Ксиаоми» решило пойти окольным путем и осваивать другие рынки. В следующем году, как уже указывалось, продукция с эмблемой «Mi» начала заходить в Россию.

И вот стало известно о новом решении компании. В 2018 году IPO произойдет на бирже в Гонконге. Оценка выставляемых акций уже составляет 50 миллиардов долларов. Правда, гендиректор Лэй Цзюнь рассчитывает всего на одну десятую долю от этой суммы, которую он может вложить в дальнейшее развитие своего бизнеса. Сейчас руководитель ведет переговоры с различными банками, так что обходные пути иногда оказываются единственно верными.

Самые большие претензии у конкурентов к китайцам заключаются в плагиате и использовании их технологий. Если сравнить внешний дизайн смартфонов, планшетов, наручных браслетов, телевизоров, то особой разницы между «Ксиаоми», Самсунгом, Эпплом и не найти. Ну, разве что первая компания выпустила в продажу «умный велосипед», чего действительно нет у остальных. А вот в остальном сходства заканчиваются. Начинка тех же смартфонов, айпадов и часов совершенно другая, и носит она имя MIUI.

Такая индивидуальная операционная система появилась в год основания самой компании, в 2010 году, и стала дальнейшим развитием операционных систем Android с добавлением всего лучшего, что нашлось внутри у Самсунгов с Эпплами. Именно за это «безобразие» и ведется основная критика со стороны этих «топовых» компаний, не желающих уступать свой рынок наглым китайцам.

Суть основных изменений состоит в переработке интерфейса, выполненных доработках в операционной системе и добавлении собственных приложений. Так, первая версия 2011 года базировалась на Android 2.2.x Froyo и имела исключительно китайский перевод для внутреннего пользования. Но неожиданно удачный результат получил не менее уверенное развитие — MIUI пошла гулять по миру и различными фирмами из-под полы перевелась на множество иностранных языков.

Первый смартфон, естественно, получил обозначение Mi1. В нем угадывались намеки на Samsung TouchWiz и Apple iOS. Через год в августе 2012 года появился Mi2 с процессором Qualcomm Snapdragon S4 и четырехядерным чипом Krait, два гигабайт ОЗУ с графическим процессором Adreno 320.

Через год компанией объявлено о продаже десяти миллионов Второй версии своих смартфонов, а на начало этого года продано, как объявлено, двести миллионов.

Непосредственный официальный выход «Зернышка риса» на международный уровень состоялся в 2014 году путем открытия своего фирменного магазина в Сингапуре. При этом любопытно, что покорять Запад доверено бывшему работнику Google Хьюго Барре. В планах на 2018 год, как заявил Лэй Цзюнь, увеличить точки продаж своей продукции в четыре раза, до двухсот.

Сам Л.Цзюнь — личность неординарная. Изначально он работал восемь лет в американской компании Kingston Technology, специализирующейся на аксессуарах памяти к компьютерам. Пройдя от самых низов до гендиректора филиала Kingston в Гонконге, вместе со своими единомышленниками он решил, что способен создать свое нечто лучшее. И сейчас этого миллиардера, владеющего 30 процентами акций «Зернышка», называет вторым Джобсом.

Ныне Цзюнь подвинул Apple с продажами смартфонов в Китае, а во всем мире на Xiaomi приходится 3,8 % реализации своей продукции, что позволяет занимать ей шестое место. В 2018 году в продажу должен поступить смартфон Mi7, по которому наобещано ряд прорывных технологий.