С 2018 года ЦБ внедрит множество важных для экономики РФ изменений

Нововведений достаточно много для того, чтобы осторожно сомневаться, а все ли получится внедрить в текущем году. Объять необъятное может только соразмерное этому, в своем же высказывании К.Прутков прав лишь отчасти. А необъятна на этом свете только Россия.

Так что шанс, что все получится у России в 2018 году, достаточно велик. В том числе и в банковском секторе экономики. В принципе, любые нововведения направлены на две цели — помочь или навредить. Если судить о комментариях нынешних управленцев из Минфина и Центробанка России, то предлагаемые с 2018 года нововведения направлены исключительно для принесения побольше пользы нашей стране. Необходимость в них назрела давно, да только конкретного повода или острой необходимости в их разработке и внедрении, наверное, не существовало. С 2014 года время пришло. Так что санкционная политика Запада этому процессу придала осмысленный вид и, в конце концов, поставила вопрос ребром — быть или не быть. Одновременно с этим российскими компетентными специалистами выявлены слабые или негативные стороны жизнедеятельности нашей страны. И работа над их устранением началась сразу, как только на нас отразились первые результаты антироссийских санкций. Вот не читали на Западе славного провидца Козьмы Пруткова, не читали. А так бы знали, что нельзя объять необъятного. А пытаются это сделать с Россией до сих пор. Безуспешно, ох как безуспешно. А мы не только читали, но еще и помним советы это достопочтимого мыслителя старины не столь глубокой. А коль сами необъятны, то что нам стоит дом построить? Раз уж нам западные санкции указали на наши слабые места, коих раньше и видно-то не было, приступаем к их устранению, отчего текущий 2018 год будет знатным на усовершенствования. Впрочем, не будь последних трех-четырех лет, то не было и этих нововведений. Например, в прошлом году создан Фонд консолидации банковского сектора. Он частично заменил функции Агентства по страхованию вкладов и улучшил систему спасения российских банков от разорения. Так что наступивший год имеет под собой вполне твердые основания для того, чтобы Центробанк продолжил регулирование банковского сектора экономики нашей страны.

На днях из ЦБ РФ озвучен принцип перехода на пропорциональное регулирование банковской системы. До этого высветилась информация по изменениям в работе негосударственных пенсионных фондов. Еще вносятся правки по валютным операциям. Есть новости и по российским рейтинговым агентствам. В стадии отработки реформа по ликвидации обанкротившихся финансово-кредитных организаций. По учетной ставке звучат идеи пока ее не трогать, а со второй половины этого года вернуться к ее уменьшению. Есть и другие более мелкие изменения в различных отраслях экономики, затрагивающих кредитование, ипотеку и принципы банковской устойчивости. Ну и, конечно же, санация оставшихся или ликвидация проблемных банков. Здесь появились идеи насчет упрощения процедур для ускоренного решения текущих по ним проблем. Одним словом, задач — тьма, неподъемный груз. Но цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи! Человек растет вместе со своими задачами.

Например, перечень изменений по банковской системе, которые водит Центробанк, уже опубликован. Не будь предыдущих трех-четырех годов, за голову можно схватиться. А так — ничего, уже как бы привычно, уже как бы и не пугает. Одно из главных изменений коснется лицензирования оставшихся в стране банков. Их сейчас 520 штук. Как говорит Глава самого знаменитого регуляторно-финансового органа страны Э.Набиуллина, задачи оставить в России самые крупные банки в количестве сотни штук нет. И если банки работают честно, добавляет она, то пусть себе работают. Но это не значит, что изменения ситуации не затронут законов работы банковского сектора экономики станы. Итак, принцип лицензирования изменен и теперь состоит в разделении финансово-кредитных организаций на три категории. К первой с капиталом от 90 до 300 млн. руб. станут относится различного рода независимые коммерческие организации и им подобные общественные структуры. Банки с капиталом от трехсот миллионов до одного миллиарда рублей получат базовую лицензию. Этих предварительно насчитывается около 260 структур, хотя из различных источников оценки разнятся. Банки с капиталом свыше 1 млрд. руб. получат универсальную лицензию. Если, конечно, пройдут лицензирование. Смысл такого разделения состоит в ликвидации ранее одинаковой ответственности между региональными мелкими структурами и системно значимыми банками. По базовой лицензии невозможно работать с заграницей, проводить большие операции с иностранной валютой, вводятся ограничения на выдачу кредитов определенным юридическим лицам. В качестве бонуса такие банки получают облегченную систему отчетности перед ЦБ РФ под стать своему уровню значимости. Согласно универсальной лицензии банки никаких изменений не получают, для них нет ограничений в проведении всех финансовых операций. Процесс лицензирования по-новому продлится целый год.

Однако новые правила получения разрешительных документов повлекли за собой изменения в поквартальной, полугодовой и годовой финансовой отчетности. Это связано с необходимостью подгонки российской банковской системы под меняющиеся международные нормы. Для них самыми важными являются Базельские соглашения. С 2009 года начала действовать Международная система (стандарт) финансовой отчетности № 9, постепенно заменяющая МСФО 39. Эти изменения согласованы на Базеле ІІІ. Его важнейшим отличием является принцип исключения котировки отчитывающегося объекта на своем активном рынке, теперь это для отчетности не имеет значения.

С этого года негосударственные пенсионные фонды лишаются права наполнять свои активы облигациями сторонних структур без предварительного рейтингования со стороны российских АКРА или Эксперт РА. Такое нововведение повысит, с одной стороны, ответственность НПФ, а с другой, заставит строптивые предприятия, как то, например, «Газпром», «Норникель», «ЛУКойл», «Новолипецкий меткомбинат» и др., проходить государственное рейтингование по своей финансово-экономической стабильности. Есть правки и по Паевым инвестиционным фондам, теперь в них можно инвестировать сбережения. Кроме этого, вводятся ограничения по вложениям в паи ПИФ и НПФ.

По Агентству по страхованию вкладов увеличиваются с 0,12 % до 0,15 % отчисления в эту структуру, одновременно с этим АСВ получает облегчения по ликвидации банков и их продаже инвесторам за вычетом потерянных капиталов.

С этого года для российских экспортеров уменьшается бюрократия в оформлении пакета необходимых документов на выполнение своих договорных обязательств перед заграничными покупателями.

На плане уменьшение бюрократических препонов по поставкам сырого сырья заграницу. В первую очередь это касается нефти и газа.

И еще. Центробанк планирует в этом году внедрить Кодекс добросовестного поведения на российском финрынке.

Задач, как видно, море. Теперь главное — это все успеть за год сделать.