Путин уверен, «Ямал СПГ» откроет новые горизонты для экономики России

Как там Маяковский писал? «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть». Страна Советская отцвела, но что-то от нее осталось. По крайней мере, напористость в реализации задач, дающая такие мегапроекты, как ОАО «Ямал СПГ».

Вообще предприятие «Ямал СПГ» существует уже двенадцать с половиной лет. А само Южно-Тамбейское газовое месторождение известно давно, с 1970 года. Уже тогда приступили к его разработке, а само диковенное название «Ямал» было у всех на слуху. Например, за год до развала Советского Союза еще издавались научные исследования по прогнозу фазово-генетических типов углеводородных месторождений Ямала. В 2002 году установленные запасы местного голубого топлива оценивались в 10,5 триллионов кубометров это природного топлива на глубине до трех километров, причем частично ресурсы расположены под морским дном. К их разработке в 2010 году приступили «Газпром» и «Новатэк». Сейчас разведанные запасы увеличены до 1,256 триллионов кубических метров газа и около 50 миллионов тонн газоконденсата. Интересно, что всего пять-десять лет назад доминировало мнение о невозможности в местных суровых условиях Заполярного круга создание завода по производству сжиженного газа по причинам практически круглогодичных льдов в прилегающем к Ямалу Карском море и затруднениях в его вывозе. Кроме этого довода указывались иные причины, среди которых монопольная политика «Газпрома» по доступу к ближайшим газопроводам. Но, похоже, ныне все эти проблемы решены. И вот Президент России В.В. Путин принял активное участие в церемонии первой погрузки официальной стартовой партии груза из терминалов на новом заводе «Ямал СПГ» на не менее новый танкер «Кристоф де Маржери». О технических характеристиках этого суда чуть позже, а пока можно отметить его способность перевозить 172,6 тысяч кубометров сжиженного голубого топлива. Отмечая этот значимый для жизни России момент, Президент отметил чрезвычайную важность такого события. С его слов, от проекта «Ямала» его многократно пытались отговаривать, приводя вполне серьезные аргументы. Но он состоялся только благодаря тем, кто решил рискнуть. И они добились успеха. Сейчас, подчеркивает Путин, это отгрузка представляет собой не только весомое событие в развитии энергетического сектора промышленности России. Это более масштабный проект, раскрывающий огромные перспективные задачи по освоению как самой Арктической зоны, так и Северного морского пути.

Вместе с Путин в торжественной церемонии приняли участие министр энергетики А.Новак и его коллега из Саудовской Аравии, руководство «Новатэка» и «Газпрома», глава французской компании Total, представители порта Сабетта и «Ямал СПГ», а также местные власти.

Подчеркивая важность этого события, Путин уверен в скорейших реализациях следующих очередных этапов развития этого региона, причем они рассчитаны на ближайшие два года вперед. Так, крайний, четвертый этап, планируется реализовать, применяя только российские технологии, сказал Президент России. Этим, резюмировал Владимир Владимирович, мы подтверждаем свой статус ведущей мировой энергетической державы.

Правда, пребывая накануне этого события на самом заводе, Путин услышал от трудового коллектива информацию о текущем недостатке рабочих рук, что затрудняет реализацию перспективных планов освоения полуострова. Сейчас здесь идет строительство по кооперации с французами, итальянцами, немцами и другими иностранными специалистами второй и третьей очереди инфраструктуры предприятия, предусматривающих создание 32-х тысяч новых рабочих мест. А все это ставит задачи выйти на 70-процентное мировое доминирование в поставках голубого топлива потребителям, резюмировал Президент.

Помимо проблем с нехваткой кадров торжественная отгрузка первой партии продукции показала отсутствие китайцев в порту Сабетта, что должно настораживать. А ведь акционерами этого проекта на 27 миллиардов долларов являются «Новатэк» с контрольным пакетом акций, французская нефте-газодобывающая компания Total, 20 %, и две китайских компании, нефте-газовая корпорация CNPC с 20 % и Фонд шелкового пути с 9,9 процентами акций. Эти деньги акционеров потрачены на возведение непосредственно завода мощностью 16,5 миллионов тонн сжиженного газа в год, аэропорта, инфраструктуры на Ямале, а также порта получения ямальского СПГ в бельгийском городе Зебрюгге. Дальше из него госкомпания «Транснефть» будет перевозить голубой товар в адрес многочисленных потребителей, в том числе Азиатско-Тихоокеанского региона.

Теперь несколько любопытных фактов о танкере. Ему присвоено имя большого друга России, основателя и бывшего руководителя французской корпорации Тоталь. Путин в своем выступлении у борта корабля с сожалением отметил, что К. де Мажери нет на церемонии. Он погиб в октябре 2014 года при взлете самолета из «Внуково». Но именно его огромный вклад в начинание и развитие ямальского проекта сподвигли на присвоение кораблю имени этого Кавалера российского ордена Почета.

Само судно относится к морским кораблям арктического класса, преодолевающим двухметровый лед. Причем 3 июня 2017 года на торжественном присвоении кораблю нынешнего имени в Санкт-Петербургском порту Бронка тоже присутствовал Президент России. Контрольное прибытие ледокола-тенкера в порт Ямальского СПГ состоялось в конце марта этого года.

«Мажери» открыл серию из 15-ти кораблей, по своим техническим данным не имеющим аналогов в мире. Его длина 300 метров. На ходу разворачиваться этот ледокол во льдах толщиной 1,7 метра способен на морской поверхности длиной 3,52 км, что не соответствует проектным данным в два раза. Впрочем, и с этой погрешностью он все равно остается уникальным, а потому его курсирование между «Ямал СПГ» до Зебрюгге или мимо Аляски может проходить круглогодично, по полгода в каждом из направлений.

Но нехватка рабочих рук на Севере не является единственной проблемой. Как отметил В.В. Путин, в России еще недостаточно заводов по производству сжиженных газов, да и саму эту отрасль следует развивать дальше. Число этих проектов, говорит он, необходимо увеличивать. Ныне, помимо Ямала, СПГ есть еще на Сахалине. Но этого, подчеркивает Президент, «явно мало».

И мало не только из-за экономики, но и по политическим соображениям. Отставаний от намеченных темпов быть не должно, ибо США на той же Аляске планирует строительство своего СПГ и разработку собственных газовых месторождений, для чего уже привлекла Китай и ее инвестиции. Так что борьба за рынки сбыта голубого топлива только нарастает.