Северный поток — 2: лучше позже, чем никогда...

В недавнем интервью, посвященному строительству газопровода Северный поток — 2, замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский пояснил, что в случае возможного запрета на прокладку ветки газопровода через территориальные воды Дании потребуется изменить сроки строительства и увеличить смету.

Однако даже такой вариант развития событий, при котором траектория газопровода будет изменена, не помешает строительству и проект будет реализован.
Безусловно Дания, не без участия «заинтересованных лиц», предпринимает попытки повлиять на сроки реализации морской части строительства газопровода. Изменение маршрута не только увеличит сроки строительства, но и потребует проведения новых проектно-изыскательских работ, а, следовательно, и дополнительных финансовых затрат.
Уже всем известно, что в парламенте Дании был одобрен законопроект, который может поставить под запрет строительство нитки Северного потока — 2 в территориальных водах королевства. Этот закон вступит в силу с начала следующего года и может коснуться проектов, которые уже были одобрены ранее. Принятый закон дает право МИД Дании вводить запрет на строительство в территориальных водах страны силовых кабелей и трубопроводов, если эти проекты идут вразрез внешнеполитическим интересам и соображениям национальной безопасности и обороны Дании.
Напомним, что проект Северный поток — 2 осуществляется не только «Газпромом», но и его зарубежными партнерами. В финансировании строительства газопровода участвуют пять европейских нефтегазовых компаний.
А это означает, что решение Дании может затронуть не только интересы России, но и вызвать неодобрение со стороны своих западных коллег.
Также замминистра пояснил, что первоначальный проект был разработан, исходя из самого короткого расстояния для транспортировки газа от места добычи до места потребления. Поэтому учитывая экономию в расстоянии порядка 1 тыс. км., чем любой другой маршрут, и использование самых современных технологий при транспортировке голубого топлива, затраты на проект удалось максимально минимизировать. И когда встает вопрос об угрозе внешнеполитическим интересам и соображениям национальной безопасности и обороны какой-либо из стран — участниц проекта, глупо видеть ее со стороны того, кто предоставляет альтернативу уже существующим источникам энергии, тем самым только повышая упомянутую безопасность.
Говоря о сложившейся непростой ситуации с Северным потоком — 1, замминистра напомнил историю с сухопутным продолжением — Opal. Учитывая тот факт, что строительство этой ветки было окончено еще в 2011 году, его использование Газпромом стало возможным только недавно. Все остальное время шли многочисленные разбирательства и суды на предмет выведения газопровода OPAL из-под действия Третьего энергопакета ЕС. Согласно этому энергопакету половина действующего газопровода должна принадлежать третьим сторонам. Естественно на такой вариант наша страна не может согласиться. Дело в том, что Газпром — единственный наполнитель газопровода Северный Поток, откуда и берет свое начало OPAL. Блокирование на протяжении длительного времени возможности полноценно использовать Opal, оказало негативное влияние на сроки окупаемости проекта, увеличив его почти на треть.
Оператор проекта строительства второго Северного потока компания Nord Stream 2 уже сделала заявление, согласно которого она будет рассматривать всевозможные альтернативные варианты прокладки газопровода, не подпадающие под юрисдикцию Дании.
Северный поток — 2 призван удвоить мощность первого Северного потока, маршрут которого он собственно и повторяет. Мощность двух предполагаемых веток второго Северного потока составляет около 28 млрд куб. м газа в год. Завершение проекта было намечено через два года, однако теперь вопрос со сроками строительства открыт.
Свое согласие на строительство проекта должны были дать пять стран — участниц, через чью территорию собственно и будет проходить газопровод.
За высказались Россия, Германия, Финляндия, Швеция и только Дания не по собственному убеждению, а вероятнее всего под воздействием и нажимом со стороны ЕС начала притормаживать процесс строительства.
Надежды Дании на проведение экологической экспертизы, которая могла бы стать поводом для отказа в прокладке трубопровода не оправдались. Согласно ее результатов никакой экологической угрозы в принципе не существует, что существенно усложнило для Дании задачу в принятии решения об отказе компании Nord Stream 2 в прокладке трубопровода по ее территории. Поэтому необходимо было подыскать очередной повод для отказа, который «подсказал» Дании Брюссель. ЕС давно уже подозревают в несамостоятельности принятия решений, а согласовании их с «друзьями» из США. В чем угроза строительства Северного потока 2 для интересов США? Ответ очевиден. США всеми силами старается оттеснить Россию от европейского энергетического рынка, на который США поставляет СПГ. Американский газ не сможет конкурировать с российским, а значит, США лишиться миллиардов недополученной прибыли. На сегодняшний день противостояние и максимальное затягивание сроков реализации Северного потока — 2 — это одна из главных целей американской политики. Но россияне народ предприимчивый и упертый поэтому чем сложнее препятствие, тем сильнее упорство в достижении намеченной цели.
Надежды, возложенные Москвой на строительство этой ветки Северного потока, должны оправдать ожидания в полном удовлетворении потребностей европейских стран в российском голубом топливе. Три строящихся газопровода должны стать альтернативой украинской трубе, которая в последнее время использовалась не по назначению, а больше как инструмент шантажа. К тому же эти три проекта не являются последними и в планах Газпрома развитие новых направлений поставок газа, запасы которого в России составляют 17% мирового запаса.
США не сможет постоянно находиться в конфронтации с Россией на данном европейском рынке. Она не сможет наравне конкурировать, поставляя СПГ в европейскую часть континента. Разница по всем направлениям: в цене, качестве топлива и в удобстве поставок будет очевидной. Поэтому выбор европейских стран в пользу России будет бесспорным.