Новые атомные ледоколы РФ. Арктика обязана остаться за нами!

Первый в мире атомный ледокол носил имя, вызывавшее скрежет зубов у недругов Советского Союза. «Ленин» введен в строй в 1957 году и превращен в музей отечественного атомоходостроения в 1989-м.

Ходит мнение, что именно в 1957 году мировая общественность узнала для себя два новых понятия — спутник и мирный атом. Впрочем, ныне российские разработчики атомоходов в названиях не так амбициозны, хотя новая госпрограмма развития этой отрасли весьма перспективна. Расширяя со времен Советского Союза свое присутствие в Арктике, Российская Федерация вернулась к пониманию того факта, что без мощных и автономных кораблей, способных крушить многометровый лед северных морей, невозможно вернуть себе былую славу великой державы, невозможно на равных конкурировать с мировыми лидерами, отстаивающими свои интересы во всех уголках Земли. Итак, наша страна строит новые ледоколы. Причем на них теперь возложена существенно расширенная задача водить не только обычные грузовые корабли коротким морским путем, но и быстро обеспечивать широкий круг потребителей минеральными ресурсами. Как недавно выразил свое мнение Вице-премьер Д.Рогозин, к 2025 году будут введены в эксплуатацию еще три новых атомохода типа «Лидер». Название, безусловно, не чета «Ленину», да и в чем лидерство, Рогозиным четко не определено, ведь не может Россия сама перед собой лидировать. Но что делать, когда и некогда легендарные Красные звезды более не красуются на бортах российской техники. Впрочем, развивает свою мысль Вице-премьер, «Росатом» озадачен привлечь частные и государственные средства на строительство этих трех кораблей, что позволит полностью охватить весь Северный морской путь. А под каким символом величия или обыденности это будет происходить, не суть дело важно. Новые ледоколы дополнят уже строящиеся «Сибирь» проект 22220 (не путать с проектом 10520 1977-1992 гг.), «Урал» (проект 22220) и «Арктика» (проект 2220, проект 10520 эксплуатировался до 2008 г.). Из них только «Арктика» спущен на воду и строительство продолжается. Их сроки ввода в эксплуатацию с 2019 по 2022 годы. Совместно все шесть кораблей, в дополнение к ныне действующим, обеспечат круглогодичное плавание России в Арктической зоне.

Не секрет, основными задачами расширения присутствия России в северных широтах являются военные стратегические цели, более широкое освоение Заполярья, теснение конкурентов и обеспечение отгрузки природных ресурсов, добытых в этой зоне нашей страны. А здесь на данный момент наиболее перспективны месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа, где добывается природный газ. С этой целью возводятся четыре очереди заводов по добыче, производству и переработке сжиженного природного газа с его вывозом танкерами ледового класса в район Европы и Тихоокеанского региона. Это направление движения атомоходов и водимых ими судов через льды дополнительно раскрыто Рогозиным перед журналистами. Серия строящихся ледоколов позволит нашей стране отправлять караваны из Азии в Европу и обратно. Причем по Рогозину, в основном, будет идти российский сжиженный природный газ.

В этом направлении развития у России уже есть успехи. Например, генеральным директором Агентства Дальнего Востока по инвестированию экспорта Л.Петуховым еще в середине сентября прошлого года подчеркнуто, что развитие Северного морского пути сейчас бурными темпами, охватывающими наращивание ледокольного флота, обновление инфраструктуры этого региона, усовершенствование административных и юридических норм, привлечение частных российских и иностранных компаний. Причем ПАО «Совкомфлот», являющийся крупнейшим в России, уже сегодня пополняется новыми кораблями, способными преодолевать средние льды. Первенцем из серии пятнадцати кораблей стал ледокольный танкер СПГ «Кристоф де Маржери», спущенный на воду в ноябре 2016 года и в августе 2017 г. совершившего свою первую коммерческую доставку газа из Норвегии в Южную Корею. 8 декабря танкер в присутствии Президента России загрузил с терминалов ПАО «Ямал СПГ» сжиженный газ и отправил его в Европу. Но это судно южнокорейской постройки. А вот отечественные судостроители рассчитывают на собственные производственные мощности, где суда таких классов должны закладываться и вводиться в строй.

Непосредственно для «Лидера», например, уже проводится модернизация дальневосточного судостроительного завода «Звезда» в г. Большой Камень. Вообще-то он ремонтирует подводные лодки, но филиал ОАО ДВЗ с 2015 года переориентирован именно под судостроение. И как сказал Рогозин, в 2019 году на нем начнет свою работу сухой док, позволяющий своими размерами вместить два авианосца. Правда, в процессе перестройки производства руководство судостроительного комплекса еще не заменило на эмблеме советскую Красную звезду на нынешнюю, но этот недочет для современной России легко поправим.

Впрочем, сейчас вечные льды пришли в движение, они таят, все более и более оголяя морскую гладь. Если ранее заснеженная Арктика служила нашей Родине надежным укрытием от врага для находящихся на постоянном боевом дежурстве подводных лодок с атомными ракетами на борту, то сейчас за таящим Полярным кругом пытаются разместиться и США, и Канада, и страны Скандинавии, Дании в частности, причем не только со своими военными кораблями НАТО. Медленно, но открываются ранее недоступные пути коммуникаций, а местные природные богатства позволяют воспользоваться ушедшими льдами и противникам России.

Пока у нашей страны нет серьезных конкурентов. Но время идет. США сейчас располагают одним тяжелым ледоколом под названием «Полярная звезда», правда, в Америке свой белый цвет звезды в иные оттенки не перекрашивают. Корабль уже имеет большой износ и плавать будет еще пять лет. К этому времени Соединенные Штаты планируют кардинально обновить свой ледокольный арсенал и хоть как-то догнать Россию.

Ну а чтобы этого не произошло, 8 сентября 2017 г. Президент России В.Путин посетил завод «Звезда» и оценил ход работ по строительству первых в России крупнотоннажных танкеров-газовозов. При нем торжественно состоялась закладка первых четырех таких кораблей, это «Катерина Великая», «Святая Мария», «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Названия радуют, хоть не безлико типа «Лидера». Кстати, само производство обрело новое дыхание именно по требованию Путина, теперь оно способно производить не только корабли, но и морские краны и плавучие платформы. Для таких амбициозных планов Правительство РФ до 2022 года выделяет 5,9 миллиардов рублей и привлекает в качестве инвесторов ПАО «Роснефть», Samsung Heavy Industries и другие компании. В перспективе — превращение Большого Камня в полноценный порт.

Так что ледокольному флоту России грезится большое будущее, пока льды еще плавают.

(вторичная) ценная бумага, деноминированная в долларах США, которая удостоверяет право ее владельца на некоторое число акций/облигаций иностранной компании-эмитента, выпущенных за пределами США
(от лат. — agens — действие, от англ. — agentis — действующий) — лицо, которое действует по какому-либо поручению и в интересах кого-либо. Также агент — это представитель организации, фирмы, учреждения, который выполняет поручения этой организации. В правовом смысле слово «агент» трактуется как сотрудник секретной разведки государства или тайный сотрудник полиции.
материальный, ценностный, вещественный и другой способ обеспечения тех или иных обязательств одного участника договора, сделки перед другим.