При декабрьской инфляции в 0,4 % цены на бензин увеличились на 1,4%. То ли еще будет

Собственно говоря, цены в России на бензин не выше, чем в других странах. Среднестатистическая цена в мире на автомобильное топливо около 1,12 доллара за литр. В нашей стране — в районе $ 0,72, в Беларуси — 0,63, у немцев — 1,66. Так что еще кучеряво живем. Но легче ли от этого?

Другой вопрос, если Россия на западе считается большой бензоколонкой, то у белорусов топливо дешевле, чем в РФ, и вот в чем казус жизни. Ответ может быть только один — разные налоги и накрутки. А во всех подобных делах казуистики наши граждане опираются на несколько исследований. Официальным является Росстат, а также ВЦИОМ. При этом данные по безработице в нашей между двумя этими организациями сильно разнятся, в два раза. Чего уж там рассуждать о ценах на топливо, ведь Росстат соотечественников уже предупредил — в связи с удорожанием барреля нефти следует ожидать в 2018 году удорожания и цен на бензин. При этом почему-то никто не объясняет, почему при дешевой нефти стоимость автомобильного топлива не дешевеет пропорционально и соответствующе. Например, для россиян прошлогодний декабрь дал прирост стоимости бензина на 7,3 % по сравнению с ценой декабря 2016 года, причем вцелом за 2017 год еда для автомобилей подорожала на 5,7 процента при официальной инфляции в 2,5 %. Удивляться этому, наверное, не стоит, ведь и ключевая ставка Центробанка равнялась в течение года 8,5-8,25 %, а 15 декабря понижена до 7,75 процента. Как-то уж очень близки между собой оказались к концу года ключевая ставка и рост цен на бензин, с уровнем статистической погрешности. Может быть, россияне не на те показатели ориентируются? И еще. При падении цен на нефть после 2014 года стоимость топлива не уменьшалась. Наоборот. Сравнивая декабрь 2016-го с этим же месяцем 2015 года, окажется, что бензин подорожал всего на 3,8 процента, а на всем протяжении 2016 года — всего на 4,8 %. Таким образом, 2017 год преподнес скачек удорожания того, что заливается в банк, в полтора раза. А эксперты говорят, что и это не предел. Сомневаться не приходится. Пророчат они стоимость бензина выше 50 рублей за литр. Говорят, вскоре АИ-92 будет около 52 руб., а АИ-95 перевалит за 53 руб. Время, конечно, покажет. Но и дизтопливо окажется на уровне 95-го бензина. Объяснения всему этому, конечно различны. Только вот почему наша страна, экспортируя нефть по всему миру, имеет такие высокие внутренние цены, этот вопрос, наверное, следует задавать Правительству, «Роснефти», «Газпрому» и их дочерним компаниям, ведь в них значительное присутствие государственной доли управления. Вот и весь сказ. И как бы ни боролась Федеральная антимонопольная служба с манипуляциями на рынке товаров и услуг, факт, как говорится, налицо.

Правда, россиянам Росстат и ВЦИОМ приводят свои данные о росте инфляции и по остальным отчетным показателям. В декабре, например, по розничным ценам рост бензина составил 1,5 процента. И здесь вина, говорят, биржевых торгов, когда с повышением акцизов на топливо, с повышением цен на нефть углеводороды поставлять за рубеж оказалось гораздо выгоднее, чем продавать внутри России. Как это между собой взаимосвязано, можно лишь объяснять, туго напрягая серую массу в голове. Например, вот на какое объяснение ссылается ФАС. Всему виной спекуляции перекупщиков, говорит начальник управления по регулированию ТЭК Д.Махонин. Не будь посредников, бензин, уверены в ФАС, был бы значительно дешевле и оснований для его удорожания не было бы. Вполне предсказуема на это реакция россиян, слышащих эти формулировки уже лет так двадцать с лишним. Причем, констатирует Антимонопольная служба, в третьем и четвертом квартале заполнять автомобильный бак стало непропорционально гораздо дороже, чем за первое полугодие 2017 года. Не увидела ФАС и картельного сговора по удорожанию авиационного керосина в прошлом году. А его рост цены связан с балансом спроса и предложения. Чем выше спрос, убежден Махонин, тем выше предложение. Раньше как-то было наоборот.

Так, все тот же Росстат дает следующие показатели. Наибольший скачок удорожания цен на все товары произошел в июне прошлого года — на 1,1 %, и в декабре — на 1,4 %, в то время как, в течение первых двух месяцев прошлого года, и еще в мае, они увеличивались в диапазоне от 0,6 до 0,8 процента. Тогда ситуация казалась в границах управляемости, отчего Глава ФАС И.Артемьев убеждал в соответствии уровня цен инфляции. А оно вон как вышло — инфляция стала в три раза ниже, чем удорожание цен на автомобильное топливо. Нет пророка в своем отчестве, нет.

Понимая, что ситуация с ценами вышла за рамки дозволенного, а на носу еще и приход нового 2018 года со своими традиционными инфляционными процессами, 11 декабря ФАС отправила запрос во все российские нефтеперерабатывающие компании объяснить столь высокие цены. «Роснефть», например, оправдалась авариями на Московском и Нижегородском НПЗ, вследствие чего объемы биржевых продаж топлива увеличились в два раза. В довесок к этому ситуацию прокомментировали Глава Минфина А.Силуанов и сам Президент В.Путин. С их слов, россиянам следует признать существующее положение дел из-за увеличения акцизов на топливо и угрозы вывоза ушлыми дельцами всего топлива за границы России. По сути дела, это косвенно указывает на действительно относительно дешевое топливо у «мировой бензоколонки», дешевле, чем за рубежом, и искусственное накручивание цен на внутреннем рынке потребления. Оттого и в Беларуси цена на российское топливо ниже, чем в самой России. Оттого россиянам «ни в жизнь» не видать дешевого заполнения топливных баков своих автомобилей. И вопросы, почему топливо только дорожает, превращается в риторический, философский домысел. Именно в домысел.

Как-то сведущими специалистами высказывалась информация, что нынешняя себестоимость добычи барреля нефти у российских нефтяных компаний на уровне десяти долларов, продажа — около шестидесяти. Не стоит всерьез опираться в своих оценках на эти сведения, ибо, куда девается разница в полусотню долларов, решает Правительство и Госдума. Ответ будет очевиден — на модернизацию отечественной экономики и придание ей устойчивости в эпоху антироссийских санкций.

Так что прогнозы на 2018 год соответствующие. Так, Главой Российского топливного союза Е.Аркушей еще в конце прошлого года высказано предположение о продолжении роста цен на бензин. С его слов, скорость повышения оптовых закупочных цен значительно опережает увеличение розничных цен. А это, говорит он, не оставляет никаких шансов на удешевление бензина, и вообще прогнозирует двухразовое удорожание акцизов и, как следствие, автомобильного топлива в первом полугодии 2018 года. Ждем, готовимся, верим.