Третий раунд газовой войны России и Украины

Расширение «газового влияния» России на Европу наконец-то серьезно озаботило Украину, которая начала реально осознавать, что она теряет. На этом фоне заявление Андрея Коболева, главы НАК «Нафтогаз Украины», о задачах его компании в отношении реализации проекта «Северный поток-2» выглядит жалкой бессильной потугой, которая кроме улыбки не вызывает ничего.

Сложно себе представить, что имеет в виду Коболев, когда говорит о возможности украинской стороны не просто повлиять на процесс строительства газопровода «Северный поток — 2», а остановить его. Коболев осознает, что строительство этих веток газопровода кардинально подорвет экономику Украины. И в привычной для Украине манере этот шаг России сразу же получил название «военного проекта», с помощью которого Путин рассчитывает совершить полноценную военную агрессию в отношении Украины.

Для компании НАК «Нафтогаз Украина» задачей номер один на следующий год Коболев называет остановку проекта «Северный поток — 2» и лоббирование интересов Украины против него. Видимо других проблем у НАК «Нафтогаз Украина» нет.


Газовая тема стала излюбленной для украинского политикума более 15 лет назад. Тогда все были рады хорошим соседским отношениям двух стран и цене на газ в 50 долларов за тысячу кубометров, которая фактически была на порядок ниже. По мнению аналитиков, такое лояльное отношение к Украине было щедрой платой за ее внеблоковый статус.
И все бы было хорошо, если бы не первый Майдан 2004 года. Именно тогда Украина в лице власти подняла «газовый вопрос», о чем не раз пожалели простые украинцы, оплатившие впоследствии амбиции правящего кабинета из своего кармана.
Украина, заручившись моральной поддержкой Запада, возомнила себя центром Вселенной, в руках которой газовые рычаги от транзитного газопровода и посчитала, что имеет право диктовать свои условия сотрудничества России в газовом вопросе. Контракт, который обеспечивал Украину дешевым голубым топливом был расторгнут. И Украина, справедливо затребовав среднеевропейскую цену за транзит, получила среднеевропейскую цену за газ, а это в три раза больше той, которая была. Помимо этого, ей вспомнили все долги, которые не были уплачены, и попросту отключили газ, чего явно никто не ожидал.
В результате длительных и непростых переговоров украинцы получили новую цену на газ, которая стала в два раза больше прежней. Однако, чтобы честно признаться, что виноваты оказались сами, все обвинения и проклятья посыпались на российскую сторону.
На этом газовые махинации не окончились, а наоборот, стали нарастать с огромной силой. На газовую арену вышла фирма — посредник «РосУкрЭнерго», придуманная украинской стороной, благодаря которой газ с 98 дол. вырос до 230дол. за тысячу кубометров. Именно столько он обходился в тот момент европейцам.
Через какое-то время компанию «РосУкрЭнерго» «попросили» из торговли российским газом. Однако при этом выяснилось, что долг Украины за российский газ вырос до 2,4 млрд. долларов, который Москва требовала погасить. Ситуация стала более чем напряженная. Президент Ющенко и премьер Тимошенко перекладывали ответственность на кого угодно, предпочитая не платить по долгам. Многочисленные переговоры ни к чему так и не привели. В итоге с началом 2009 года Россия опять перекрыла газовый кран в газотранспортную трубу Украины, при этом продолжая выполнять обязательства по транзиту в европейские страны.
«Газовые отношения» двух стран стали напоминать эпопею, в которой была собрана воедино вся украинская классика: от шантажа транзитом до воровства транзитного газа.
Очередные переговоры закончились к привязке цены газа к ценам на нефть, которые в тот момент были рекордно низкими. Украинская сторона не умеющая думать на перед, а привыкшая рубить сук, на котором сидит, чуть ли не хлопала в ладоши от результатов договоренностей. К тому же она бонусом получила 20% скидку на время повышения своей энергоэффективности производства.
Однако счастье было не долгим и в Киеве пришло осознание того, что они обхитрили сами себя. В начале 2010 года цена на нефть взлетела до 80 дол. за баррель, что естественно вызвало рост цены на газ. Это период пришелся на время смены политической власти на Украине и новый президент Янукович предпринял всевозможные попытки прийти к консенсусу с оппонентами. В результате Харьковских соглашений Украина получила 30% скидку на газ, согласившись на пребывание Черноморского флота в Севастополе до 2042-го года.
Однако, как говориться, разбитую чашку не склеить, и отношения России и Украины даже при условии смены власти теплее не стали.
На протяжении трех лет переговоры двух сторон по газу можно назвать нерезультативными, но, несмотря на это, Россия исполняет все взятые на себя обязательства, чего нельзя сказать об Украине.
Понимая, что конструктивного диалога с Украиной не будет, Россия была вынуждена искать самостоятельно варианты решения украинской проблемы и такие варианты появились. Ими стали проекты газопроводов, которые смогли бы доставить российский газ в обход украинской газотранспортной системы, тем самым убирался дестабилизирующий фактор в вопросах транзита в лице Украины. «Северный поток», «Турецкий поток», «Северный поток — 2» — проекты, которые навсегда избавят Россию от шантажа и необоснованных угроз. Тем более, что и большинство европейских стран давно уже устали от зависимости проукраинского настроения.
Конкуренция со стороны других стран в данном направлении маловероятна.
Иран постоянно находится под санкциями из-за своей враждебной политики. Еще один конкурент Катар не располагает излишками и ему выгоднее экспортировать его в страны Восточной Азии. Возможности Алжира и Азербайджана слишком скромны, чтобы конкурировать с Россией.
Остается единственно возможный конкурент США с поставками СПГ. Однако конкурировать ему с российскими ценами на газ, поставляемый газопроводом, будет ой как не просто.
США не смогут выиграть у России, но при этом создать ряд сложностей им по силам. Этим они сейчас и занимаются, влияя на ЕС с целью остановить строительство «Северного потока — 2». Но, несмотря на всех их усилия, вряд ли у них что-то получиться, поскольку европейцы слишком заинтересованы в надежном партнере, выполняющем всегда свои обязательства. В том, что Россия оправдает их ожидания, сомневаться не приходится.